10:00 - 20:00

           

Корзина пуста.

     

Военно-мемориальный комплекс «Бронепоезд №13 «Тульский рабочий»

Бронепоезд №13, Туляк, Тульский рабочий – как только не называют бронированный военный поезд времени Великой Отечественной войны. Часто Бронепоезд №13 путают с его 16 товарищем, действующем на том же участке фронта.

Вернемся к осени 1941 года, когда бронетанковая армия Гейнца «Урагана» Гудериана подходила к границам Города Мастеров.

В то время по всей стране уже отказались от использования бронепоездов, на ходу их оставалось крайне мало. Тульским рабочим железнодорожникам пришлось мастерить настоящий Бронепоезд из того, что было. Возглавили строительство поезда Михаил Самойлов, Николай Селецкий, Дмитрий Горбач, Михаил Беспалов, а также подчиненные слесари-инструментальщики Николай Сафронов, Константин Ануфриев, Дмитрий Саветин – вот, фактически вся команда, на плечах которой легла постройка бронепоезда.

Эти люди творили чудеса. Особенно, если учесть тот факт, что немцы были уже на подходе к городу. Обсуждался вообще вопрос оставления Тулы, но все же было принято решение стоять. В распоряжении железнодорожного депо отсутствовало любое подобие брони, необходимой для обшивки поезда. Поэтому было принято уникальное решение строительства – рабочие соединили 2 листа стали толщиной 18 и 12 мм, а между ними залили слой бетона толщиной 150 мм!

27 октября 1941 года бронепоезд №13 «Тульский рабочий» («Туляк») вышел из депо и фактически сразу встал в строй, поступив в распоряжение командования 26-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений. «Тульский рабочий» действовал на всех железнодорожных путях, ведущих из Тулы кроме западной ветки, идущей к Суворову и Козельску.

В боях под Тулой он участвовал всего около десяти дней, однако боевая деятельность бронепоезда пришлась на тот период, который оказался наиболее опасным и напряженным как для Тулы, так и для страны в целом.

Вторая жизнь Тулячка началась уже в анеш время по инициативе заместителя начальника Московской железной дороги по территориальному управлению Александра Потапенко. Восстанавливали поезд тульские оружейники и железнодорожники. Итак, с 2015 года на территории Московского вокзала города Тула расположен военно-мемориальный комплекс «Бронепоезд №13». В состав комплекса входят реконструированные бронепоезд (бронепаровоз, бронеплощадки, контрольные платформы) и база дивизиона. В боевой части бронепоезда открыта для посетителей экспозиция, где воссоздана обстановка времен Великой Отечественной войны, установлены пулемёты, пушка, стеллажи со снарядами.

База дивизиона бронепоездов состоит из вагона-клуба, вагона-пекарни и штабного вагона. Здесь можно увидеть жизнь солдат и офицеров в боевых условиях.

 Посетители смогут осмотреть бронепоезд с внешней стороны, а также войти внутрь каждого из вагонов, узнав их назначение, увидеть конструкцию и вооружение. Кроме того, вниманию посетителей представлены вагоны базы – небоевой, вспомогательной части бронепоезда, где можно будет услышать о том, как жил, питался и отдыхал в перерывах между боями экипаж стальной крепости.

Еще один интересный экспонат комплекса – это электромотриса с правительственным бронированным вагоном. В этом поезде приезжал в Тулу в 1977 году, для вручения Золотой звезды городу-герою Леонид Ильич Брежнев. Правительственный вагон бронирован не хуже военного поезда, одни только стекла толщиной 8 мм.

Внутрь вагона можно зайти, купив билет в кассе музея, которая находится неподалеку, рядом с экспозицией “Бронепоезд Тульский-рабочий”.

Музей расположен на территории Московского железнодорожного вокзала, телефон: 8-902-902-00-95

Время работы: пн, вт – выходной, ср-вс с 11.00 до 19.00

Последний вторник месяца – санитарный день.

В музее также проводятся военно-исторические квесты.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *