10:00 - 20:00

           

Корзина пуста.

     

История основания и заселения Тульских земель

Тула Древнейшая

Летопись Никона
Никоновская летопись

Упоминание о городе Тула впервые встречается в летописи патриарха Никона, относится это к XVI веку. В летописи можно найти описание военных действий, происходивших в 1146 году – это рассказ о том, как великий новгород-северский князь, спасаясь бегством от своих братьев, скрылся в вятских лесах. В дальнейшем поселился там и ходил с оставшимися частями рати собирать дань с земель тульских, в Никоновской летописи говорится, что «Святослав Ольгович, идее в Рязань, и быв во Мценске и в Туле, и в Дубке, на Дону, и в Ельце, и в Пронске, и придя в Рязань на Оку». Эти данные говорят о том, что к моменту первого упоминания Тульское поселение уже существовало, поэтому точную дату основания города определить невозможно. Историки считают, что возникновение поселения можно отнести к XI—XII векам.

Однако, некоторые историки, основываясь на том, что это упоминание является вставкой в текст, сделанной позднейшими летописцами XVI века, не признают достоверным данное свидетельство. Но и они не отрицают существования какого-то поселения на “старом городище”, о котором упоминается в писцовых книгах, при впадении в Упу речки Тулицы. Так что вполне возможно, что история Тулы началась еще в IX-XI веках, когда та была одним из маленьких укрепленных поселений.

Сегодняшний герб Тулы символизирует основное направление промышленности, которая начала развиваться в городе сотни лет назад. Герб появился у города ещё в XVI веке. Он был утвержден 8 марта 1778 года и выглядел, по описанию, так: «В червлёном поле горизонтально положенный на двух серебряных шпажных клинках, лежащих наподобие Андреевского креста, концами вниз, серебряный ружейный ствол; вверху же и внизу по одному молоту золотому. Все сие показывает примечания достойный и полезный оружейный завод, находящийся в сем городе».

Герб Тулы Левша и Донской
Герб Тулы

Существуют много разных вариантов значения и происхождения названия оружейной столицы.

В словаре В. Даля слово «Тула» означает следующее: «скрытное, недоступное место, затулье, притулье для защиты, приюта, или для заточенья».

Речка Тулица, протекающая в городе, также дает возможность связать ее с названием Тулы. Речешку, протекающую среди лесов, спрятанную от посторонних взоров, называли Тулицей, а от неё получил название и древний город, хотя уменьшительный суффикс может свидетельствовать также и о том, что наоборот, она получила свое имя от города. По сведениям историков, первое Тульское городище находилось близ устья Тулицы, на правом берегу Упы. Левый же берег реки был заселен позднее.

Помимо описанных, имеют место быть и другие легенды:

В старотюркских языках слово «тула» переводится как «отнимать, брать силой». Во времена монголо-татарского ига Тула принадлежала жене хана Джанибека – Тайдуле, и ее имя также могло послужить основой для именования города.

 

О заселении

Вятичи, селившиеся на этой земле, примерно в конце X века попали под влияние киевских князей и стали их данниками, а с 1054 года эти земли вошли в состав Черниговского княжества.

Куликовская битва картина масло
Куликовская битва

Исторически сложившаяся зависимость Тулы от Рязани дает возможность предположить, что основание Тулы было задумано именно удельными рязанскими князьями, которые и поставили дубовый острог, или городище, в месте впадения Тулицы в реку Упу. Произошло это, предположительно, в конце XI или в начале XII века. Поселение было предназначено для воинской стражи, а также для сбора дани с местных вятичей, чьи поселения терялись в густых лесах.

Таким образом, в XIII веке, когда Тула была захвачена рязанскими князьями, она являлась одним из городов северо-восточной части Черниговского княжества. В период татарского нашествия эта местность являлась естественным препятствием на пути к Москве, а поэтому оказалась участником длительной, напряженной борьбы Московского княжества с нашествием. Ее апогеем можно с уверенностью считать Куликовскую битву, которая произошла в 1380 году возле слияния реки Непрядвы с Доном, в юго-восточной части современной Тульской области. Московские князья уже в то время стремились присоединить тульские земли к своим владениям. Разорение города ханом Тохтамышем в 1382 году, основательно опустошившим тульские земли, не стало для них препятствием.

Челубей и пересвет сражение
Сражение Пересвета и Челубея на Куликовом поле

Разгром полчищ Мамая на Куликовом поле ускорил объединение русских земель вокруг Москвы. В 1382 г. по договору между Дмитрием Донским и рязанским князем Олегом Тула была передана Москве. А окончательное присоединение Тулы к владениям Москвы, связавшее историческое развитие городов, произошло при Василии II. Следует упомянуть при этом, что Тула никогда не была самостоятельным княжеством и, переходя во владение от рязанских князей к московским, оставалась крепостью, охранявшей южные рубежи.

Поскольку Тула таким образом становилась южной окраиной Московского государства, она получила важное стратегическое значение. Дальше к югу располагались степные границы государства, за которыми проходили дороги, определявшие передвижение татар. По приказу великого князя Василия III, желавшего укрепить свои границы, в 1509 году на левом берегу Упы была заложена новая дубовая крепость, оснащенная двойными стенами “длиной две версты и 332 сажени по кругу, с 14-ю бойницами, 5-ю воротами и пролазами”, пищалями и пушками. Несмотря на неудачное, на первый взгляд, расположение – в низкой котловине у поймы реки – он был защищен естественными природными преградами. Доступ к поселению преграждали непроходимые болотистые леса.

С северо-востока, откуда Туле грозила опасность нашествия татар, острог примыкал к самой Упе. Татарская орда стремилась проникнуть вглубь Россим по Муравскому шляху, и река служила дополнительным укреплением городу.

Тульский Кремль макет
Макет Тульского Кремля

Тула в те времена представляла собой полукольцо, вытянутое вдоль реки. Главная, Крапивенская башня южной стороной была обращена к дороге, ведущей в степи. Через укрепленные ворота, Ильинские на западе и Никитские на востоке, проходили торговые пути в близлежащие села. При угрозе нападения именно здесь пролегали пути московских войск, следовавших на юг для отражения атак татарских кочевников. Кроме них, в число укреплений Тулы входили также Никольские и Ивановские дороги, по которым можно было добраться до переправ через Упу. Простых глухих башен, предназначенных для обороны, насчитывалось четырнадцать.

Частые набеги татар показывали, что деревянная крепость, даже при всей ее высокой обороноспособности, не могла бы стать надежной защитой опасных границ. Поэтому в глубине дубового острога, возле реки, началось строительство каменной крепости для защиты от набегов татар и Литвы. Строительство шло шесть лет, с 1514 по 1520 года. Возведенный кремль был прямоугольным, в отличие от округлой деревянной крепости. Южные ворота кремля смотрели точно на Крапивенскую башню, а западные располагались напротив Ильинских ворот острога. Башни и ворота каменной крепости в основном были сориентированы относительно внешних деревянных. Это устанавливало самую прямую взаимосвязь между внешними и внутренними укреплениями острога, а также послужило основой для дальнейшего развития города. Каменный кремль стал серьезным препятствием для татарских полчищ, стремившихся пробраться в глубину Московского княжества.

Крапивенский острог деревоНесмотря на свое положение, сдвинутое от центра города к северо-западу, каменный кремль стал фактическим центром Тулы. Улицы протягивались к его стенам от всех проездных башен и ворот. Главные городские строения, а также торговые площади располагались под укрытием его прочных стен. В самом кремле были поставлены дома для высоких воинских и религиозных чинов, там же стоял и Успенский собор, ремесленные избы. В кремле было достаточно места и для размещения «осадных дворов», в которых все окрестное население скрывалось в случаях осад. Одна из первых улиц Тулы, Большая Кремлевская, тянулась внутри каменных стен с востока на запад, соединяя Ивановские и Пятницкие ворота. Продолжаясь за его стенами, после Ильинских ворот она сливалась с дорогой в соседнее Павшино.

Главная торговая площадь города образовалась на пересечении двух дорог, первая из которых вела поперек кремля, а вторая, начинаясь у Крапивенской башни, через Никольские ворота мимо самого кремля стремилась к Упе. Эта площадь была достаточно обширной для того, чтобы вместить в себя не одну сотню торговых и ремесленных лавок, амбаров и шалашей. Доказать свою обороноспособность Тульскому кремлю довелось в 1552 году. Крымский хан Девлет Гирей осадил Тулу тридцатитысячным войском, и жители города смогли отражать их атаки, сдерживая врага, до подхода армии Ивана Грозного. В следующем же году в восточной части города был возведен Предтеченский монастырь в честь этой победы.

Осада Тульского кремля Девлет-Гиреем
Осада Тульского кремля ханом Девлет-Гиреем

Тула подвергалась постоянным набегам в течение всего XVI века и неоднократно разорялась отрядами ордынцев и крымских татар. В одной из летописей так описаны события 1596 года: «Воеваху те места и разоряху и многих людей побиша и сёла и деревни многие пожогша, дворян и детей боярских с жёнами и детьми и многих православных крестьян в полон поимша и сведоша; а полону многое множество, яко и старые люди не помнят такой войны от поганых.»

Во второй половине XVI века Девлет I Гирей пять раз осаждал Тулу. Особенно пострадал город в 1552 году, а в 1571 году, по преданию, крымского хана к Москве вёл разбойник Кудеяр, о котором в Туле сложено множество легенд. Сражение с ханом Девлет-Гиреем в полной мере показало всю оборонительную силу земель Тульских и послужило одним из повод застройки нового рубежа – Засечной черты.

Поделиться:

Добавить комментарий